Истории песен Победы

Легендарную песню «Валенки» мы привыкли считать исконно русской, с русской душой и характером, поэтому убеждены, что слова «валенки да валенки, ой, да не подшиты, стареньки» могли быть сочинены только нашим народом.

«…В ту фронтовую пору перекур имел особое значение. Перекурил – на душе полегчало, будто в каждую клетку твоего тела вдохнули эликсир, без которого немыслимо снять напряжение, усталость и успокоиться.

1942 год. Сталинград. Очередная чудовищная бомбежка города. И вдруг, «в короткую минуту затишья, на центральной площади я слышал, как группа людей пела широкую, как Волга, песню «Есть на Волге утес».

Песня композитора Модеста Табачникова и Михаила Танича «Старая солдатская шинель» была написала уже после войны. Эти слова очень точно выражают послевоенные годы и бережное отношение ко всему, что было связано с войной:

В 1942 году к композитору Никите Богословскому обратился за помощью режиссер фильма «Два бойца» Леонид Луков: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни».

В первые годы войны солдаты Красной Армии затаив дыхание слушали выступление приехавшего к ним оперного певца Сергея Лемешева.

Нередко в годы войны, когда к солдатам приезжали фронтовые концертные бригады, бойцам удавалось ненадолго забыть о тяготах и лишениях этого тяжелого времени.

Эту песню Модест Табачников написал спустя почти 20 лет после того, как отшумели бои, фронтовики с победой вернулись на родную землю...

О чем мечтали в годы Великой Отечественной войны солдаты? О глобальном – победе над фашизмом, о защите Родины и о простом и насущном – о возвращении домой, о том, чтобы близкие остались живы, о том, чтобы можно было просто жить, трудиться и любить.

Эти пронзительные слова написал поэт Илья Резник. И для него это не просто образ. Ему было 3 года, когда началась Великая Отечественная война...

Когда слова этой размеренной песни разливались по округе на фронтовых вечерних концертах, каждый боец Красной Армии чувствовал – этот протяжный, задумчивый романс о нем.

Песня «Старые пилоты» была написана Оскаром Фельцманом и Яковом Хелемским уже после войны.

Солдаты на фронте нередко просили музыкантов исполнить для них романс «Из-за острова на стрежень».

Песня Якова Зискинда и Модеста Табачникова «Нет, не забудет солдат» была написана спустя пять лет после окончания войны, когда боль утрат и воспоминания пережитого были еще свежи.

Эта песня была написана спустя 25 лет после войны, но ассоциируется исключительно с последними месяцами Великой Отечественной. Все благодаря гениально...

История этой песни началась задолго до войны. В 1937 году в СССР вышел роман Павла Нилина «Человек идет в гору».

Нередко на фронте звучали старинные романсы. Они словно возвращали солдат к мирной жизни, к родным и близким.

Советские художественные фильмы про войну до сих пор служат эталоном, образцом для подражания. Во многом потому, что создавали их те, кто либо сам прошел Великую Отечественную, либо был еще ребенком в этот тяжелейший период и война навсегда изменила его жизнь.

Эта песня считается военной, хотя написана она была за два года до Великой Отечественной войны. И создавалась для фильма «Истребители».

Не только о войне хотелось петь или слушать солдатам в окопах. Но и о любви. Поэтому нередко на фронте звучал самый известный в мире русский романс. Он входил в репертуар Федора Шаляпина и Изабеллы Юрьевой, а позже его исполняли Владимир Высоцкий и Дмитрий Хворостовский, Патрисия Каас и Мирей Матье.