«ПО ДИКИМ СТЕПЯМ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

Нередко в годы войны, когда к солдатам приезжали фронтовые концертные бригады, бойцам удавалось ненадолго забыть о тяготах и лишениях этого тяжелого времени. Опустив борта «полуторки», исполнители забирались на импровизированную сцену и пели. В каждой фразе песни была любовь к родному дому, тепло домашнего очага, вера в победу и скорое возвращение. Солдаты особенно любили, когда к ним в гости приезжала Лидия Русланова. В каждой военной части, которую она посещала, ее просили исполнить старинную русскую песню «По диким степям Забайкалья». Слушая эту размеренную, как шум Байкала, песню, солдатам казалось, что время останавливается.

По мнению исследователей, эта песня была написана в начале XVIII века на сибирской каторге одним из ее узников. Она несла в себе всю боль и несправедливость того времени, поэтому исследователи нередко называют эту песню документальным отражением той эпохи. Песня тогда называлась «Бродяга», и существовало несколько вариантов текста. Одно оставалось неизменным – размеренность и протяженность звучания, словно это шум задумчивого Байкала. У каждого природного объекта есть свой музыкальный ритм, символика. И Байкал всегда отличали грустные распевные звуки, в которых можно услышать шум ветра и волн.

Песня «По диким степям Забайкалья» стала особенно популярна в начале XX века, когда ее включил в свой сборник известный поэт Иван Кондратьев. На заре революции эта песня стала символом всех униженных и угнетенных, которые в октябре 1917 года начали строить новый справедливый мир.

В 1940 году в Бухаресте эту песню записал известный русский певец Петр Лещенко. Но в Советском Союзе «По диким степям Забайкалья» больше была известна в исполнении Лидии Руслановой.

В ХХI столетии песня не забылась, и скиталец-бродяга, отлитый в бронзе, возвышается теперь над Байкалом.