Песня композитора Модеста Табачникова и Михаила Танича «Старая солдатская шинель» была написала уже после войны. Эти слова очень точно выражают послевоенные годы и бережное отношение ко всему, что было связано с войной:
Мы почестей за выслугу не требуем,
Не зря гордятся нами сыновья.
В горах, в тайге ли
Висят шинели
Точь-в-точь такие, как моя.
И действительно, в непростое время восстановления страны фронтовики ходили в старой армейской форме и в шинелях, в которых воевали. Но, даже когда появилась возможность покупать обычные гражданские пальто, шинели никто не выбрасывал. Они еще долго висели в шкафах, и спустя годы их с гордостью мерили мальчишки.
Вообще, песен, в которых упоминается солдатская шинель, – было немало в СССР. В 1942 году на экраны вышел фильм «Антоша Рыбкин», в которой Борис Чирков исполнил песню о шинели Бориса Терентьева и Александра Ойслендера.
Когда врага жестокого
В боях мы разгромим,
Вернемся издалека мы
К подруженькам своим.
И снимем незабытую
В своем родном краю
Шинель в боях пробитую,
Родимую свою.
«Родимая» – так бойцы ласково называли шинель, которая не раз их спасала в холодные зимы.
В 1961 году советские зрители увидели фильм «В трудный час» и полюбили песню Василия Соловьев-Седова и Михаила Матусовского «Баллада о солдате».
Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат.
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни.
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат!
Солдатская шинель была и боевой подругой, и верным другом. Поэтому в 1968 году в фильме «Разведчики» Леонид Быков исполнил душевную песню Вениамина Баснера и Михаила Матусовского «Солдатская шинель».
Верная подруга,
Боевой товарищ,
Видевший снаряды,
Пули и шрапнель,
Мы тобой гордимся,
В дни войны священной,
Серая, бывалая,
Солдатская шинель.
Конечно, самой известной, любимой фронтовиками и теми, кто родился уже после Великой Отечественной, стала песня Булата Окуджавы «Бери шинель, пошли домой».
Война нас гнула и косила.
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына…
Бери шинель, пошли домой!