В санбатах Теркина читали
«Землянку» пели у огня,
Шептали вдовы на Урале,
Как заклинанье, «Жди меня!».
Владея нашими сердцами
Как никогда, как никогда,
В ту пору с первыми бойцами,
В ту пору с первыми бойцами,
Стихи входили в города.
Эту песню Модест Табачников написал спустя почти 20 лет после того, как отшумели бои, фронтовики с победой вернулись на родную землю, стали быстрыми темпами восстанавливать разрушенную врагом страну, затягивались раны на теле, но боль от пережитого все еще была слишком ощутимой. О войне продолжали писать, говорить, снимать фильмы, сочинять песни.
Модеста Табачникова война застала в Одессе. Он сразу пошел добровольцем защищать родной город. Вместе с поэтом Яковом Зискиндом они написали песню «Я на фронт ухожу добровольцем»:
Мне, товарищи, хочется жить,
И творить, и работать под солнцем.
Чтоб свободно дышать и любить,
Я на фронт ухожу добровольцем.
Эти слова поднимали бойцов в атаку, с ними уходили на фронт. Но Одесса все же была оккупирована фашистами. Табачникову удалось эвакуироваться. Его назначили музыкальным и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски 2-й Гвардейской армии Южного фронта. Модест Табачников часто сам играл на рояле, пел свои песни, и солдаты очень любили авторское исполнение. Первые два года войны Табачников не покидал фронта, находился в районе боевых действий и постоянно сочинял песни, поднимающие боевой дух солдат Красной Армии. Табачников писал музыку на стихи Сергея Михалкова, Ильи Френкеля, Владимира Полякова. Последний потом отмечал в своих воспоминаниях: «Композитором, концертмейстером, зав. музчастью, а также и нашим оркестром стал композитор Модест Табачников, или, как нежно звали его на фронте, "рыжий Моня". Этот рыжий Моня, беззаветно влюбленный в свою родную Одессу, за которую мы сражались на Южном фронте, человек огромной смелости и большого таланта, создал вместе с нашими поэтами немало песен, которые из нашего театра быстро перекочевали на все фронты и все эстрады нашей Родины».
В первые месяцы войны Табачниковым были написаны песни, которые мы все любим и помним до сих пор: «Одессит Мишка» и «Давай закурим». Модест Табачников вспоминал:
«Стихи Владимира Дыховичного мне попались совершенно случайно – кто-то из корреспондентов дал почитать свежий номер журнала, и в нем я увидел строки "Ты одессит, Мишка, а это значит...", а мелодия уже была написана, и появилась песня, сразу ставшая популярной на Южном фронте. Слова о том, что Одесса снова станет нашей и в нее войдет "усталый батальон...", в 41-м, в 42-м и даже в 43-м году трудно было даже представить... а песня заставляла поверить в это».
В 1944 году над еще оккупированной Одессой с самолетов разбрасывали листовки с текстом «Одессита Мишки». Все это вселяло в жителей города уверенность в скорой победе над фашизмом.
За свою жизнь Модест Табачников написал больше 230 песен, многие из которых стали советской классикой.