«НЕ УХОДИ, ПОБУДЬ СО МНОЮ»

О чем мечтали в годы Великой Отечественной войны солдаты? О глобальном – победе над фашизмом, о защите Родины и о простом и насущном – о возвращении домой, о том, чтобы близкие остались живы, о том, чтобы можно было просто жить, трудиться и любить. Поэтому, когда в военные части приезжали фронтовые бригады, солдаты особенно ценили песни о любви, которые позволяли забыть о бомбежках, о взрывах снарядов, о госпиталях и потерях товарищей. 

Не случайно в годы войны солдатам и офицерам особенно полюбился старинный русский романс «Не уходи, побудь со мною». Они чувствовали за этими простыми словами грусть автора, не подозревая, что у реальных героев этого произведения когда-то разыгралась настоящая трагедия.

Мелкому чиновнику Николаю Зубову было 30 лет, когда он впервые увидел Анастасию Вяльцеву. Заканчивался ХIХ век, и Анастасия была одной из самых популярных певиц своего времени. У нее были очень большие гонорары за выступления – существовал даже такой термин: «вяльцевские гонорары». Ездила Анастасия по России в своем собственном вагоне, в котором была спальня, гардеробная, столовая и репетиционный зал. 

Вяльцева вдохновляла известных поэтов. О ней писал Александр Блок:

В том краю тишина бездыханна,
Только в гуще сплетенных ветвей
Дивный голос твой, низкий и странный,
Славит бурю цыганских страстей. 

Восхищался Илья Репин:

«Вот что значит истинный талант! Вот где душа гения, озаренная божественным отражением».

Влюбленный в нее Николай Зубов был музыкальным самородком. Он был из небогатой семьи, для посещения музыкальной школы средств не было, но страсть к музыке была абсолютно непреодолимой. Поэтому, даже не зная нотной грамоты, юный Николай стал сочинять песни и фортепианные миниатюры. У него был абсолютный слух, свои произведения он по памяти играл на рояле, а те друзья, которые знали нотную грамоту, их записывали. В итоге Зубов стал писать даже для солистов оперных императорских театров. Его романсы издавались огромными тиражами, в несколько раз превышавшими тиражи классических музыкальных произведений.

Анастасии Вяльцевой он посвятил десятки романсов, многие из них стали известными. В год их знакомства он написал легендарный романс «Не уходи, побудь со мною». Популярность этого романса была столь велика, что его фрагменты использовались в качестве музыкальной темы другими композиторами спустя десятки лет, например, Георгием Свиридовым в его легендарной «Метели». 

Но посвященные романсы не тронули сердце Анастасии Вяльцевой, и любовь Зубова осталась безответной. Анастасия уже была влюблена в гвардейского офицера Василия Бискупского и даже была тайно с ним обвенчана. Брак приходилось держать в секрете, потому что это был мезальянс, ведь у Анастасии было крестьянское происхождение. Впрочем, это не помешало ей в годы Японской войны разорвать дорогой контракт и отправиться вслед за мужем простой сестрой милосердия. 

В 1912 году у Анастасии Вяльцевой обнаружили рак крови. Лечение не помогало. Недолгое облегчение приносили лишь переливания крови. Свою кровь для этого отдавал ее муж Василий Бискупский. И все же через год Вяльцева умерла. 

Прошло уже больше 100 лет, а романс «Не уходи, побудь со мною», посвященный Анастасии, продолжает и по сей день трогать сердца людей.