Онлайн-трансляция второго полуфинального концерта вокального конкурса «Песни Победы», организованного Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП), состоялась 25 февраля 2021 года. Свои музыкальные номера представили участники из Москвы – Николай Романов, дуэт Татьяны Комовой и Халиды Абуевой, а также Лилия Копейкина (Омск).
Конкурсанты-любители признаются в большом волнении перед выходом на сцену. Однако их выступления показывают: вокалистам удается внутренне собраться и исполнить песню так проникновенно, что ее смысл и настроение в полной мере передаются зрителям. Юной Лилии Копейкиной всего 19 лет, она – студентка второго курса Омского музыкального училища им. В. Я. Шебалина. Но девушка не побоялась выбрать для своего номера, открывающего концерт, не слишком известную песню с непростой судьбой «Старая солдатская шинель» на музыку Модеста Табачникова и слова Михаила Танича.
– Я знаю, что эта песня предназначена для мужского голоса, – отмечает Лилия. – Но женщины тоже носили шинели и внесли немалый вклад в Победу страны. Надеюсь, после моего исполнения многие откроют для себя эту песню и полюбят ее.
Девушка продумала свой образ до мелочей: выйдя на сцену в цветастом платье простого фасона, туфельках без каблуков и с убранными в хвост волосами, она смотрелась очень органично – словно появилась из середины прошлого века; а ее голос был высоким, чистым и звонким.
Концерт продолжился авторской песней Николая Романова. Родившись в Усть-Каменогорске и отучившись в Киевском эстрадно-цирковом училище по классу вокала, он давно перебрался в Москву, где закончил также Литературный институт им. М. Горького.
– Песня, которая будет звучать сегодня, для меня важна и близка, потому что мой родной дед по маминой линии Иван Иванович Александров без вести пропал на фронте в 1942 году, а двоюродный дед по отцовской линии Иван Григорьевич Филиппов погиб под Старым Осколом… Так что эта война прошлась по нашей семье самым жестким образом, – рассказал Николай. – Пел я всегда, сколько себя помню. Родители тоже были поющие, у мамы очень сильный голос, а отец еще и играл на гармошке, поэтому ни один семейный праздник не проходил без застольных песен.
По словам Николая, первый опыт создания и исполнения собственной песни на стихи Сергея Есенина совпал у него с актерским дебютом в кино, еще в годы учебы в эстрадно-цирковом училище. Позже Романов в качестве композитора писал музыку ко многим фильмам. Для конкурса он приготовил еще нигде не звучавшую песню «Флаг Победы» на слова Игоря Черницкого. Николай исполнил ее с горечью в голосе, сдержанно и серьезно.
– Это премьера песни, поэтому ответственность была высокой, – отметил он после выступления. – Она написана о «Бессмертном полке», в ней очень важны слова, так как в какой-то степени это баллада. И я рад, что сегодня здесь находится мой соавтор – кинорежиссер, поэт-песенник, сценарист и писатель Игорь Черницкий. Думаю, для него этот момент был не менее важен. Я желаю своим конкурентам, чтобы их достойно оценило жюри, и пусть их песни звучат дальше, особенно те, что написаны о войне в наше время. Хочется, чтобы конкурс «Песни Победы» дал толчок этим новым песням, популяризировал их.
В необычной, многогранной джазовой интерпретации прозвучала знаменитая «Темная ночь» на стихи Владимира Агатова и музыку композитора Никиты Богословского в исполнении двух профессиональных певиц – Татьяны Комовой и Халиды Абуевой.
– Мы – не дуэт, у каждой своя программа, но к 75-летию Победы подготовили совместный проект – спектакль со стихами и песнями о женщинах войны. К сожалению, из-за пандемии нам не удалось его сыграть в прошлом году, но все впереди. Поэтому у нас есть песни, которые исполняются дуэтом, – рассказала заслуженная артистка России Татьяна Комова. – Однако песня «Темная ночь» не входит в программу спектакля, ее мы подготовили специально для конкурса.
У каждой из артисток – собственная семейная история, связанная с Великой Отечественной войной, как и у многих в нашей стране. Известная вокалистка Халида Абуева поведала о романтической истории любви своих дедушки и бабушки – военного хирурга и медсестры, а Татьяна Комова с дрожью в голосе вспомнила о том, как ее 5-летнюю в то время маму растила бабушка на оккупированной немцами территории Украины.
Своим выступлением певицы постарались передать всю трепетность «Темной ночи», исполняемой от лица женщины, которая получила письмо любимого с фронта, выучила его наизусть и поет как колыбельную своему ребенку. Сдержанные черные одеяния обеих вокалисток выгодно оттеняли богатую эмоциональность слов и мелодии.
– Ощущение, что оказались в том времени, прямо ком в горле, – признались в один голос Татьяна и Халида, сойдя с импровизированной сцены грузовика с откинутыми бортами. – Атмосфера на конкурсе очень творческая и приятная.
Каждый новый полуфинальный концерт дарит зрителям неповторимые ощущения от соприкосновения с поэзией и музыкой военных и послевоенных лет, с памятью о своих родных и фамильной историей, чувство единения со страной и народом, вынесшим на своих плечах все тяготы войны и победившим, несмотря ни на что. Впереди – еще много интересных имен и открытий, с которыми предстоит познакомиться, прежде чем определятся имена победителей конкурса «Песни Победы».