10 июля 1941 года началась самая страшная блокада в истории войны – блокада Ленинграда. Она продлилась 872 дня! Это два с лишним года. В результате 650 тысяч мирных жителей погибли при бомбежках или умерли от голода. Потери колоссальные. Но они могли быть еще большими, если бы не был организован транспортный маршрут, который вошел в историю под названием «Дорога жизни».
Декабрь 1941-го и начало 1942 года были самыми трудными для ленинградцев. В блокадном городе оставалось 2,5 миллиона мирных жителей, в том числе около 400 тысяч детей. Единственную магистраль по льду Ладожского озера, при помощи которой Ленинград мог получать боеприпасы, продукты и эвакуировать людей, открыли 20 ноября. Но Дорога жизни едва справлялась с огромным транспортным потоком, который шел по льду.
17 января 1942 года Комитет обороны направил в осажденный город Алексея Косыгина, который в то время возглавлял группу инспекторов по эвакуации промышленных предприятий и людей. Он должен был принять меры по увеличению темпов эвакуации. До отъезда оставались лишь сутки, но Косыгин успел договориться о подготовке для Ленинграда колонны из 200 грузовых машин с водителями и ремонтниками и 40 специальных автобусов. Они использовались для вывоза раненых и детей.
По ладожской трассе машины могли ехать только с определенной скоростью. Запретили обгоны и установили строгую дистанцию между автомобилями – не меньше 80 метров. Однако, несмотря на принятые меры по безопасности движения, из-за слабости ледового покрова случались провалы машин под лед. Из 40 автобусов с детьми десять провалились под лед вместе с пассажирами. Ни один водитель не бросил тонущую машину, а ушел под воду вместе с маленькими пассажирами.
Ледовая трасса работала практически до конца апреля 1943 года. Всего за это время из Ленинграда удалось эвакуировать 1 700 000 человек. В том числе 300 тысяч детей.
За первую зиму 1941/1942 года по Дороге жизни были вывезены 70 промышленных предприятий, свыше 70 тысяч единиц технологического оборудования и станков, почти 160 тысяч тонн черных и цветных металлов. В осажденный город по ней доставляли все жизненно необходимое.
В январе 1942 года командование Ленинградского фронта поставило невероятную задачу… по льду Ладоги надо было перевезти 50-тонные танки! Операция прошла успешно. За две ночи вся танковая бригада была переброшена на другой берег.
Кировский танковый завод хотели эвакуировать на Урал еще в июле 1941 года. Но он давал фронту тяжелые танки КВ, и производство не останавливали ни на минуту. Это стало фатальным для завода, ведь когда немцы замкнули кольцо блокады, провести полностью эвакуацию станков уже не было возможности. Вместо нескольких тысяч в Челябинск удалось отправить всего четыре сотни.
Завод не сразу стал работать на полную мощность. Но уже в октябре 1941-го из Челябинска отправилась на фронт первая добровольческая танковая рота из семи тяжелых танков КВ. В течение 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился в 5,5 раза. За войну было выпущено 18 тысяч танков КВ.
Частично блокаду Ленинграда удалось прорвать в январе 1943 года. Когда южнее Ладожского озера образовался коридор 8–11 км, за 18 дней была построена железная дорога и возведена переправа через Неву. И уже в феврале 1943-го по ней пошли поезда с продовольствием. Полностью блокада была снята в 1944 году, после успешной Ленинградско‑Новгородской операции.
Плакаты на стене дома в блокадном Ленинграде, 1943
Женщины, занятые уборкой ленинградских улиц, наблюдают за воздушным боем над городом, 1943
Первый санный обоз отправляется в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера, ноябрь 1941
Источник фото: https://waralbum.ru/